Содержание статьи:
Кто такие Зоэ?
Зоэ — небольшое изолированное племя, живущее глубоко в тропических лесах Амазонки на севере Бразилии.
Они установили устойчивый контакт с посторонними только в 1987 году, когда миссионеры миссии «Новые племена» построили базу на их земле.
Их земля была официально признана правительством, которое контролирует доступ к ней, чтобы свести к минимуму передачу потенциально смертельных заболеваний, таких как грипп и корь.
Зоэ живут в больших прямоугольных домах с соломенными крышами, которые открыты со всех сторон. Здесь несколько семей живут вместе, спят в гамаках, подвешенных к стропилам, и готовят еду на открытом огне по бокам.
Зоэ ценят бразильские орехи и часто размещают свои общины в рощах деревьев бразильского ореха.
Из скорлупы орехов делают браслеты, а волокна скорлупы используют для изготовления гамаков.
Общины зоэ окружены большими садами, где выращивают маниок и другие клубнеплоды, перец, бананы и многие другие фрукты и овощи.
Хлопок выращивают и используют для изготовления украшений для тела и гамаков, для связывания наконечников стрел и плетения слингов для ношения младенцев.
Зоэ полигамны, и мужчины, и женщины могут иметь более одного партнера.
Довольно часто женщина, имеющая нескольких дочерей, выходит замуж за нескольких мужчин, некоторые из которых впоследствии могут выйти замуж за одну из ее дочерей.
В обществе Зо’и все равны. Лидеров нет, хотя мнения особенно красноречивых мужчин, известных как «юй», имеют больший вес, чем другие, в вопросах брака, открытия старых садов или создания новых общин.
Мужчины — очень искусные охотники. Охота обычно проводится индивидуально, но в определенное время года — «время жирной обезьяны» или «время королевского стервятника» — организуются коллективные охоты.
Когда большие группы пекари собираются вместе, мужчины Зоэ охотятся вместе, яростно бегая за пекари (парнокопытные млекопитающие). , стреляя из лука, в то время как женщины ловят испуганных детенышей пекари, которых забирают домой и выращивают в качестве домашних животных («раймбе»).
Зоэ также ловят рыбу гарпунами и тимбо — рыбным ядом, сделанным из измельченных лоз.
Украшение тела и ритуалы
С юных лет все Зоэ носят «м’берпот» — длинную деревянную пробку, вставленную в нижнюю губу.
Зоэ рассказывают, как предок по имени Сихиеабыр показал им, как использовать губную пробку.
Одним из важнейших обрядов и обрядом посвящения детей является прокалывание нижней губы.
Используется острая кость из ноги паучьей обезьяны и вставляется крошечный «м’берпот», как правило, когда девочки достигают возраста семи лет, а мальчики около девяти лет.
По мере взросления вставляются пробки большего размера.
Женщины носят замысловатые головные уборы, сделанные из мягких белых грудных перьев королевского стервятника, и раскрашивают свое тело урукумом — ярко-красной пастой, приготовленной из измельченных семян аннато.
Ритуалы отмечают многие аспекты жизни Зоэ, такие как рождение и смерть, первая менструация у девочек и первый добытый тапир, на охоте мальчиками-подростками.
Сэхьпы – это, пожалуй, величайший коллективный обряд, который можно провести в ознаменование какого-либо важного события.
Он назван в честь напитка естественного брожения, подаваемого во время ритуала, который готовят из любых найденных сезонных клубней.
Мужчины носят длинные юбки из волокна, называемые «си’пи». Мужчины и женщины танцуют вместе всю ночь в серии уникальных танцев, сопровождаемых пением.
Неопределенное будущее племени
Как и у многих племенных народов, недавно вступивших в контакт с национальным обществом, жизнь зоэ меняется. Некоторые люди обвинили FUNAI, правительственный департамент по делам индейцев, в том, что он держит их в «пузыре», когда на их территорию пускают мало людей.
Но эта политика, несомненно, спасла жизни, и популяция Зоэ стабилизировалась, в целом здорова и сейчас растет её численность.
Тем не менее, зоэ интересуются своими соседями и миром за их пределами и выражают желание узнать больше о внешнем мире.
Жизнь в пузыре?
Зоэ — одно из самых изолированных племен в Бразилии, с которыми контактировали люди. Но держат ли власти их в пузыре, вдали от остального общества?
В феврале 2011 года группа Зоэ впервые отправилась в столицу Бразилии Бразилиа, чтобы предъявить властям свои требования.
К ним относятся образовательный проект, обучение Зоэ в качестве медицинских работников и программа защиты земель, в которой сами индийцы могут активно участвовать.
Раньше, когда не было белого человека, Зои не болели. Раньше было много детей, а женщин сейчас стало мало.
Теперь задача Зоэ состоит в том, чтобы узнать о своих правах и понять бразильское общество, чтобы они могли взаимодействовать с ним на равных, не поддаваясь таким распространенным заболеваниям, как грипп, к которому они все еще чрезвычайно уязвимы.
Давление на их территорию и ее богатые природные ресурсы усиливается: сборщики орехов, золотоискатели и миссионеры периодически вторгаются на их земли, а границы соевых плантаций и скотоводческих ферм становится к ним все ближе.
Крупные горнодобывающие компании также заинтересованы в добыче полезных ископаемых на территории Зоэ.
Первый контакт
Зоэ с незапамятных времен тихо жили в густом лесу между реками Эрепекуру и Куминапанема.
В 1940-х и 50-х годах мужчины, охотившиеся на ягуаров и других диких кошек ради их шкур, впервые нарушили покой леса.
Затем сюда начали приходить золотоискатели и сборщики бразильских орехов.
У зоэ были мимолетные встречи с этими людьми, но они не беспокоились до тех пор, пока в 1975 году самолет для разведки полезных ископаемых, пролетавший над лесом, не заметил одно из их поселений.
Геодезисты вернулись, чтобы выбросить товары из самолета, а позже сообщили, что Зо’и растоптали предметы и закопали их.
Постепенно миссионерское сообщество Бразилии узнало о существовании Зоэ.
Между 1982 и 1985 годами Миссия «Новые племена» совершила несколько экспедиций на территорию Зоэ, установив мимолетный контакт с одной небольшой группой и пролетая над общинами, чтобы сбрасывать «подарки» с самолета.
В 1987 году миссия «Новые племена» создала базу и взлетно-посадочную полосу на краю территории.
По словам миссионеров, первый окончательный контакт с Зоэ произошел 5 ноября 1987 года.
За несколько дней до этого группы Зоэ тайно наблюдали за миссионерами на их базе. Годы спустя охотник Зоэ вспоминал, как их забавляла охотничья техника миссионеров, отмечая, что они не двигались быстро по лесу и как один из них нес на спине пекари, «голова которого болталась, а челюсти издавали щелканье» .
Наконец в базовый лагерь миссии пришли какие-то Зо’э и обменяли сломанные наконечники стрел на товары миссионеров.
Постепенно прибыло больше Зо’и и построило дома рядом с базой, привлеченные наличием полезных инструментов, таких как мачете, ножи, сковороды и рыболовные снасти.
Вскоре случилась трагедия. Зо’э начали заболевать болезнями, к которым у них не было иммунитета.
При скученности Зоэ в одном месте грипп и малярия быстро распространяются.
Когда ситуация ухудшилась, миссионеры связались с государственным отделом по делам индейцев, FUNAI, который направил к ним медицинские бригады.
Эпидемии опустошили племя — около четверти первоначального населения зоэ умерло в период с 1982 по 1988 год.
Реагируя на катастрофу, ФУНАИ изгнала миссионеров в 1991 году и начала процесс, пытаясь убедить зоэ вернуться в свои старые деревни.
В настоящее время FUNAI построила современную базу с мини-госпиталем для лечения всех заболевших зо’и, чтобы избежать необходимости переводить их в ближайший город для лечения.
Любой посторонний, посещающий Зо’э, тщательно проверяется, прежде чем он сможет войти на территорию. В результате население стабилизировалось и постепенно увеличивается. Сегодня насчитывается около 250 Зo’é.
Нарастающая угроза
Зоэ все еще очень уязвимое племя. Их популяция невелика, и они чрезвычайно восприимчивы ко многим распространенным заболеваниям, против которых у них не успели выработаться иммунитеты.
До сих пор их территория была относительно свободна от вторжений, а в 2009 году она была официально «ратифицирована» правительством для их исключительной оккупации и использования.
Тем не менее, на землю Зоэ нарастает давление со стороны охотников и горняков, а также сотен сборщиков орехов, нацеленных на богатые насаждения бразильского ореха. Местные миссионеры также пытаются проникнуть внутрь. Любое вторжение посторонних представляло бы огромный риск для здоровья такого изолированного племени.
Граница выращивания сои и крупного рогатого скота к югу от территории Зоэ неуклонно перемещается на север, и есть опасения, что будет трудно удержать фермеров от этой большой территории, если не будет действовать строгая программа защиты земель.
Сами зо’и любопытны и хотят увидеть и понять мир за пределами своих границ.
В феврале 2011 года группа Зоэ впервые отправилась в столицу Бразилии Бразилиа, чтобы встретиться с различными государственными органами.
Они обсудили свои опасения по поводу давления на их лес и ясно дали понять, что хотят активно участвовать в программе по его защите. Они также выразили желание иметь образовательную программу, подходящую для их нужд, и программу обучения Зои работе агентами здравоохранения.
Задача состоит в том, чтобы помочь зо’и понимать и взаимодействовать с внешним миром на равных, не ставя под угрозу их здоровье или землю.
Действуйте сейчас, чтобы помочь Зо’и
Напишите письмо министру юстиции Бразилии, в котором выражаете свою обеспокоенность по поводу захватчиков, приближающихся к территории Зоэ.
Жертвуйте на кампанию Survival для Zo’é и других племен, находящихся под угрозой исчезновения.
#племя #Зоэ