История » Племя Пираха

Племя Пираха

Краткое содержание:

Племя пираха

Племя пираха живет в бразильских джунглях Амазонки .

Пираха называют себя hiaitsiihi, категория людей, которая отличает их от белых и других индейцев.

Они обладают сложной системой именования, тесно связанной с их космологией. Еще до рождения, еще находясь в материнской утробе, они получают свое первое имя: считается, что это имя отвечает за создание их тел.

При жизни они получают дальнейшие имена от существ, обитающих в высших и низших слоях космоса, ответственных за сотворение их душ и судеб, а также имена от военных врагов.

Наименование племени

Пираха являются прямыми потомками Мура. Их язык, материальная культура, социальная организация и внешнее сходство не оставляют сомнений в их прошлых связях с этим народом.

Нимуендаю был первым, кто установил связь между двумя группами, впоследствии назвав пираха мура-пираха.

С этого момента история двух групп была неразрывно связана друг с другом, поэтому пираха принято считать последними выжившими представителями древнего «народа мура», когда-то населявшего берега реки Мадейры.

Пираха — это термин, с помощью которого региональное население классифицирует их и то, как они идентифицируют себя, имея дело с этим окружающим населением и другими группами коренных народов.

Hiaitsiihi — это самоназвание группы, означающее одно из ibiisi (телесных) существ, населяющих один из многих слоев, составляющих космос.

 Язык племени

Апаитсисо («то, что выходит из головы») — это термин, которым пираха обозначают свой язык.

Язык пираха был классифицирован Куртом Нимуендаю (антрополог и писатель) , как член семьи мура.

Henrichs классифицировал его как тональный.

Эверетт проанализировал их язык в многочисленных работах.

Тональный язык характеризуется манипулированием надсегментными ресурсами (отношением между тонами) для установления значений.

Таким образом, на основе тонов пираха могут генерировать определенные способы общения: с помощью криков, свиста и «пищевой речи».

Общение с помощью свистков происходит во время экспедиций в лесу или на реках, когда голосовая речь может поставить под угрозу цель экспедиции.

Лингвист Дэниел Эверетт в своей книге «Не спи, кругом змеи» подробно рассказал о особенностях языка племени пираха .

Эверетт задокументировал, что свистки следуют тонам, а не стандартизированной тональности, которая устанавливает значение. Таким образом, пираха способны произносить слова и даже фразы с помощью свистков. «Еда-речь» — это третья возможность установления общения с помощью тонов: они могут продолжать говорить, пережевывая пищу.

Большинство мужчин понимают португальский, хотя не все могут изъясняться на этом языке.

Женщины плохо понимают португальский и никогда не используют его как форму выражения.

Мужчины разработали контактный «язык», позволяющий им общаться с местным населением, смешивая слова из пираха, португальского и амазонского языкового языка (торговый язык, основанный на тупи, более известный как нхенгату).

 Место обитания племени

Пираха населяют участок земли, пересекаемый рекой Мармелос и почти по всей длине реки Майчи, расположенный в муниципалитете Хумаита в штате Амазонас.

Река Майчи является одним из истоков реки Мармелос, притока левого берега реки Мадейра. Сухой и дождливый сезоны вызывают важные изменения в регионе.

Мармелос — широкая река с черной водой, на берегах которой растут густые леса и лиственные деревья,.

Растительность очень типичная для тропических лесов.

В сухой сезон на всем его протяжении обнажаются белые песчаные пляжи, перемежающиеся полосами скал и островов.

В сезон дождей вода вторгается в лес, образуя обширные игапо (затопленные участки леса), на которых видны только кроны деревьев и «возвышенности».

Путешествуя вверх по реке Мармелос, можно увидеть длинный прямой тракт, называемый «Большой участок»: он знаменует собой начало территории пираха.

Двигаясь дальше в том же направлении, недалеко от устья реки Маичи, можно найти один из главных пляжей на Мармелосе, стратегическое место поселения, так как он обеспечивает доступ к обеим рекам.

На Мармелосе , пересекая устье Майчи, находим многочисленные пляжи, озера и ручьи, а также реки Хуки и Сепоти.


Река Майчи узкая и глубокая. Сотни деревьев бразильского ореха можно увидеть во время путешествуя по его длине. Оккупация этой реки простирается от ее устья до районов, граничащих с ее истоком: мост, пересекающий ее на Трансамазонском шоссе, в 90 километрах от города Хумаита, отмечает границу территории пираха. Майчи протекает через возвышенность, обеспечивая стратегические точки для использования его 17 насаждений бразильского ореха. Летом образуются небольшие пляжи, которые служат местами временного проживания.

Земля пираха была демаркирована в 1994 году, ее северная граница образована рекой Мармелос, от ручья Фолхарал до ручья Агуа Асул, вдоль левого берега последней реки на всем ее протяжении; южная граница включает мост через реку Майчи на Трансамазонском шоссе; восточная и западная границы состоят из обширного массива, уходящего вглубь суши более чем на 8 километров от левого и правого берегов реки соответственно. В целом область занимает около 400 тысяч гектаров в периметре 410 километров.

Население 

В настоящее время население пираха составляет около 360 человек. Как в 1920-х, так и в 1970-х годах оценочное число составляло 90 человек. В 1985 году, когда была проведена первая перепись, FUNAI («Fundação Nacional do Índio — Национальный фонд индейцев, правительственное агентство») насчитывал 141 человека, регистрируя равное распределение между полами. В засушливый сезон эта популяция рассредоточена небольшими группами вдоль Майчи и длинного участка реки Мармелос, концентрируя свою деятельность на сборе бразильского ореха в местах, где продукт Территория разделена на две большие популяционные группы пираха. Группа из примерно 120 особей населяет регион, образованный мармелосами и берегами Майчи, вплоть до места под названием Куата. Другая группа, состоящая из 100 человек, живет около двух дней плавания на лодке от этого места (Куата), занимая по крайней мере четыре участка до Трансамазонки.

По словам пираха, до 1960-х годов эти группы жили вместе в местах, близких к устью Майчи. Предполагаемыми мотивами разделения групп и перемещения большого количества людей вглубь страны в район верховий Майчи были конфликты, спровоцированные «кражей» женщин, приведшие к двум убийствам. В результате кризис определил новую конфигурацию оккупации территории.

 История контактов

Собственно говоря, пираха появляются в хрониках и документах только с конца 19 века и начала 20 века. в 1921 году Нимуендажу встретил деревню пираха на большом участке реки Мармелос и еще одну в нижнем течении Майчи.

Он сообщает нам, что в 1921 году SPI («Serviço de Proteção aos Índios» — Служба защиты индейцев, правительственное агентство, предшествовавшее FUNAI) создала пост на Майчи, чтобы иметь дело с этими индейцами, которые, по его мнению, «счастливые в своей нищете, до сегодняшнего дня они мало интересовались благами цивилизации и, кроме орудий труда, почти не обнаруживают среди них признаков постоянного контакта с цивилизованными людьми. Они чрезвычайно ленивы, но настолько миролюбивы, что я не могу отметить никакой враждебности к цивилизованным людям, захватчикам их насаждений бразильского ореха, несмотря на частые злоупотребления, совершаемые этими захватчиками».

Нимуендажу задокументировал конфликты между пираха, матанави и паринтинтин в районе верхнего Маичи.

К этому времени также относится информация, предоставленная Гондином (1938), который приписывает пираха такое же воинственное отношение, как и у мура.

Согласно этому автору, пираха воевали в верховьях Майчи с Тора и Паринтинин, сохраняя это состояние открытой враждебности до 1922 года, когда SPI установила наблюдательный пункт.

В 1959 году был открыт Летний институт лингвистики (SIL), который оставался в районе проживания коренных народов до 1980 года.

Одна пара работала там с 1960 по 1966 год, а затем еще одна пара с 1967 по 1977 год. SIL базировала свою миссию в трех разных местах: на Большом участке реки Мармелос, внутри реки Майчи, в месте под названием Туксауа, и на утесе под названием «Новый пост», недалеко от устья реки Майчи.

Хотя миссионеры поддерживали постоянный контакт с пираха более 20 лет, оказывая помощь и занимаясь евангельской деятельностью, сегодня трудно выявить какие-либо следы их тесного контакта с этой группой.

Информация, содержащаяся в отчетах СИЛ, свидетельствует о трудностях, с которыми она столкнулась при создании Миссии, в связи с тем, что индейцы были «рассеяны в разных точках вдоль рек», уклонением женщин от диалога с незнакомцами, а также конфликтами СИЛ с региональными население, не желавшее никакого контроля над территорией.

Сообщается о конфликтах 1967 года между пираха и белыми, спровоцировавших

в результате торговли бразильскими орехами, что привело к смерти индейца. В 1968 году эпидемия кори унесла жизни 10% коренного населения, в результате чего погибло 14 человек.

В 1971 году еще больше конфликтов с региональными рабочими произошло во время сезона сбора бразильского ореха, когда мужчина-пираха был зарезан и брошен в реку.

После этого эпизода индейцы рассматривают возможность миграции к истокам ручьев Майчи, избегая, таким образом, дальнейших столкновений с белыми.

В отчете 1979 года, написанном добровольным католическим миссионером, который прожил 10 месяцев с пираха в устье Майчи, их население оценивается в 107 человек: 56 человек живут в нижнем течении Майчи и 51 в деревнях в верхнем течении. Он также сообщил, что в 1974 году группу поразила эпидемия кори, унесшая жизни более 30 человек.

Информация 20-го века о пираха, предоставленная Нимуендажу, миссионерами SIL, работниками Funai и антропологами, подчеркивает, что, несмотря на тесный контакт с белыми, группе удалось сохранить свои культурные традиции и собственный образ жизни.

Район, образованный реками Мармелос и Майчи, до сих пор в определенные периоды года захвачен торговыми рабочими из Маникоре, Ауксилиадоры, Умаиты и Порту-Велью.

С начала 20-го века эти проверенные источники описывают конфликтное участие пираха с агентами, возглавляющими добычу бразильского ореха.

Движение лодок по Майчи в сезон дождей идет постоянно. До 1985 года местные рабочие занимали производственные участки вдоль этой реки, исследуя окружающие насаждения бразильского ореха.

В настоящее время ситуация значительно изменилась. После вмешательства Funai и группы из CIMI («Conselho Indigenista Missionário» — Миссионерский совет коренных народов), действующих в этом районе с 1991 года, пираха смогли занять участки деревьев бразильского ореха в районе реки Майчи, собирая продукт напрямую. торговать мукой, боеприпасами, одеждой и рабочими инструментами у местных торговцев в переговорах при посредничестве группы CIMI.

 Социальная организация

Пираха воспринимают время как чередование двух четко определенных сезонов, отмеченных количеством воды, которым каждый из них обладает: пиайиси (сухой сезон) и пиайсай (сезон дождей).

Эти временные разграничения сочетаются с формами социально-пространственной организации.

Это дает нам, таким образом, ряд оппозиций, задуманных на основе отношений между пространством и временем:

Организация социальной жизни на основе двух сезонов проецируется в пространство, тем самым создавая пляжное пространство-время против нагорного пространства-времени.

Пираха объединяются в небольшие жилые группы, число которых меняется в зависимости от времени года.

В сухой сезон встречается в среднем 5 группировок, а в сезон дождей — от 10 до 13. Эти ядра сосредоточены в двух отдельных областях территории, верхнем и нижнем майчи, что соответствует более крупным наборам, охватывающим различные модели проживания.

Ядра, составляющие часть множества, поддерживают отношения, регулируемые пространственной смежностью и связями кровного родства и родства.

Две более широкие группы разделены значительным расстоянием и практически независимы, между их членами существуют лишь спорадические отношения.

Как следствие, социальные отношения, браки, обмены и общинные ритуалы имеют место внутри каждого комплекса. В жилых ячейках трудно выделить домашнюю группу или элементарную семью как единицу производства и потребления.

Пара — наиболее ощутимая единица; посредством этой единицы раздробленность общественной жизни обретает целостность и форму систематизации.

Каге — это термин, используемый для обозначения отношений между двумя людьми противоположного пола, не обязательно подразумевающими сексуальные отношения и/или детей.

Автономия пары проявляется в экспедициях на рыбалку и собирательство; пара остается в одиночестве в течение нескольких дней или недель, тем самым давая представление о том, что этого достаточно для создания социальной жизни.

С одной стороны, пара производит фрагментацию, стимулируя автономный, не стадный образ жизни, отмеченный временным образом жизни (постоянные переезды, ненадежные жилища, мало товаров).

С другой стороны, пара выступает как фундаментальная единица, действующая как регулятор сексуальных отношений, ткущая, пусть и мучительно, социальную ткань.

Набор, охватывающий жилые районы нижнего майчи, является более густонаселенным.

Конформация этих наборов и их сохранение во времени обусловлены тремя факторами: «территориальным наследованием», классификацией родственников как «близких» и «дальних» и предпочтением брака внутри набора.

Две различные формы классификации создаются посредством понятий кровного родства и родства: дальний родственник, маг, и близкий родственник, ахайге. Бас

На основе этих классификаций порождаются различные формы реципрокности и, как следствие, различия, воспроизводящие уровни включения и исключения жилых ядер или более крупных наборов.

Брачные отношения также ответственны за то, как люди организованы в пространственном плане. Браки могут заключаться в пределах одного жилого ядра, между ядрами или даже между сетами.

В обществе пираха редко можно услышать, как кто-то называет или обращается к другому человеку в терминологии родства; родственные термины не служат эмблемой межличностных отношений.

Тот факт, что они не произносятся, не означает, что они не выполняют классификационную функцию или что они не информируют о том, как формируются эти межличностные отношения.

В первичной классификации родового мира можно найти четыре основных термина. Эти термины, с префиксом или суффиксом к другим словам, производят производные способы для классификации отношения.

Три производных модуса определяются фиксацией элементов (таких как местоимение, глагол и существительные, определяющие пол и возраст) к основному термину.

Систему родства пираха можно включить в качестве примера «элементарной структуры», принимая во внимание тот факт, что термин ибаиси соответствует двусторонним двоюродным двоюродным сестрам женского пола и представляет собой способ, которым мужчины пираха на практике обращаются к женщинам, на которых они женятся.

В случае пираха термин ибаиси охватывает генеалогические позиции «кросскузенов женского пола» (дочь брата матери и дочь сестры отца) и фактически является единственным следом на терминологическом уровне, указывающим на фактическое родство в этом контексте.

Мужчина поддерживает прямые отношения со своей матерью, женой отца, сестрой, параллельной двоюродной сестрой, двоюродной сестрой женского пола, свекровью, невесткой, женой, дочерью и дочерью жены.

Принимая во внимание, что мужчины несут ответственность за рыболовство и подсечно-огневую деятельность, основные виды производственной деятельности в обществе пираха, они должны быть основными поставщиками пищи.

Отношения мужчины с его матерью, сестрой, параллельными и перекрестными двоюродными братьями и сестрами имеют тип ahaige, что означает, что мужчина «должен ловить рыбу» для этих женщин.

Если он женат, эта практика также распространяется на его жену, его дочерей и дочерей его жены.

Его свекровь и невестка имеют доступ к его уловам рыбы через его жену.

Мужчина никогда не заявит, что ловит рыбу для своего тестя или зятя, хотя они будут иметь доступ к его улову через женщин.

Подсечно-огневые родственны мужчинам, обычно братьям, которые объединяются, чтобы разделить работу и вместе «есть из этого подсечно-огневого». его матери, сестры, дочери и дочери жены.

Охота редко практикуется, хотя ею могут заниматься мужчины и женщины.

Мужчины охотятся с ружьями (обезьяны, тапиры, белогубые и ошейниковые пекари, агути, капибары, паки), а женщины охотятся с помощью собак (паки, ошейниковые пекари, агути).

Собирательство — это повседневная деятельность пираха, которой занимаются мужчины и женщины как в сухой сезон, так и в сезон дождей.

 Космос в жизни племени 

Космос представлен стратиграфически: слои земли, расположенные один над другим, образуют параллельные плоскости, которые физически не сообщаются друг с другом, кроме как через существ, которые их населяют. Что идентифицирует эти слои как члены одного и того же класса, так это их морфологическая основа. Каждый уровень представляет собой собственную морфологию, состоящую из воды, земли, деревьев и животных, различающихся только по форме, размеру и количеству.

Хотя все уровни обозначаются миги, «земля», разница между ними отмечена их содержанием и местом, которое они занимают в структуре космоса.

Пираха признаются, что не знают точного количества уровней. Несмотря на неопределенность в отношении слоев земли, составляющих космос, люди сводят эту сложную структуру к единой модели, сохраняя детали и впечатления только для пяти уровней, которые, по-видимому, составляют минимально возможную форму для представления их космологии.

Линии соответствуют космическим уровням. Каждая из них населена определенными существами.

Средний уровень населен исключительно существами ибиси, остальные — как абаиси, так и ибиси, за исключением уровня непосредственно под средним, который также укрывает каоайбоге и туипе.

Ибииси — это общее обозначение «человека»: пираха, белые и другие индейцы — все ибииси.

Что отличает ибииси, так это обладание телом определенной формы. Абаисы имеют ту же общую форму, что и ибииси (они антропоморфны), но эта форма реализована несовершенно: это ущербные или уродливые существа. к aoaiboge и toipe — посмертные преобразования ибииси, населяющие уровень непосредственно под серединой.

Пираха имеют сложную систему именования, напрямую связанную с их космологией.

Ребенок-пираха получает свое имя еще до рождения, еще находясь в материнской утробе. Полученное название имеет тесную связь с зачатием плода – это имя тела (ибиси).

Другой источник имен происходит от существ абаиси, населяющих космос.

В то время как имена, связанные с зачатием, именами происхождения, отвечают за создание его материи, его опоры, ибииси (тела), имена, связанные с существами абаиси, связаны с его именами «души», «судьбы».

Мертвые играют важную роль в процессе именования.

В то время как абаиси соревнуются в том, чтобы дать имена для «души» или возможности посмертной судьбы, мертвые в целом соревнуются за ответственность появиться в шаманском ритуале, представляя имя абаиси и передавая их через шамана. , к ибиси.

Вера пираха состоит в том, что, обладая именем абаиси, будет обеспечено превращение в каоайбоге и туипе, каждое из которых, таким образом, определяет судьбу.

Каждое имя абаиси, которым обладает человек, указывает на возможность его или ее превращения в двух существ, называемых каоайбоге и туипе.

Каоайбоге — мирное существо, питающееся фруктами и рыбой, ставшее жертвой каннибалов. Таким образом, если у человека есть восемь имен абаиси, его или ее судьба, безусловно, будет обеспечена путем превращения в восемь каоайбогэ и восемь туйп.

Отношения с врагами — еще один источник имен. Согласно пираха, в их обществе раньше существовал класс людей, именуемых эуэбихиай. В эту категорию входили воины/убийцы, основной целью которых было убийство врагов и дичи, обеспечение ритуальной пищей для употребления.

Враги выдавали имена, игры никакой, но и те, и другие лечились в той или иной форме в ритуалах, проводимых для их приема внутрь. Убийцы внимательно наблюдали за врагом, прежде чем убить его, чтобы назвать его имя.

Затем убийца дал врагу имя абаиси, которое принадлежало умершему человеку.

Мы видим, что логика этого типа ономастической практики основывалась на физическом сходстве тел: вражеское тело и мертвое тело пираха. Равные тела, одинаковые имена.

Эта логика до сих пор используется для обозначения незнакомцев. Убив врага, эуэбихиай получил его имя. Он оставил его себе или передал другим пираха.

 Ритуалы и шаманизм

Мы можем отнести к ритуальному плану все те действия, которые ставят ибиси в отношения с абаиси, каоайбоге и туйпе. Ритуал бывает двух видов: шаманизм и фестивали.

Оба имеют намерение поставить социальную сферу в связь со сверхъестественной сферой, но шаманизм является наиболее важным ритуалом общества, в то время как фестивали, определяемые как «большие» и «малые», являются дополнительными ритуалами.

Шаманизм материализует интерактивный процесс между ибиси и абаиси и/или между ибиси и абаиси, каоайбоге и туйпе.

Именно благодаря шаману и его действиям встреча приобретает драматизм и долговечность.

Шаман «меняется местами» с абаиси или с мертвыми, посещая их соответствующие уровни, в то время как последние переходят на уровень пираха.

Выступление шамана позволяет обществу увеличивать и восстанавливать свое ономастическое наследие.

Шаманизм — возможное средство для снабжения общества «новыми» именами.

Их включение в ономастику достигается путем представления имен абаиси ибииси, чтобы они могли использовать их позже при именовании. Таким образом, шаман является основой ритуала, единственным существом, способным представить всю космологию в каждом сеансе.

«Большой фестиваль» и «Малый фестиваль» имеют одну и ту же причину существования: запуск космоса.

В восприятии пираха оба ритуала выполняются с намерением вызвать звуки, произвести шум, достаточный для того, чтобы демиург Игагай, обитающий на втором небесном уровне, услышал их, осознав их существование и точное место, где они находятся. .

Беспокойство пираха о том, что Игагай может их не обнаружить, можно интерпретировать как боязнь повторения того, что содержится в мифическом фрагменте, повествующем о разрушении мира.

Это разрушение произошло в конечном итоге из-за того, что Игагай не знал, где находятся пираха.

Только через плач женщин, которые были одни и без огня, Игагай смог тогда услышать и определить их местонахождение и начать реконструкцию мира.

Оба ритуала желательно проводить в периоды полнолуния.

Полная луна интерпретируется пираха как печь, в которой Игагай поджаривает свою маниоковую муку.

Мы можем предположить, что выполнение ритуала во время полнолуния работает, исходя из предположения, что если они могут найти Игагая под полной луной, он также может найти пираха.

Похожие статьи

Четвёртая хетто-митаннийская война
Битва при Гавгамелах: Победа Александра Великого над персами и переломный момент в истории
Последний великий султан Османской империи Абдул-Хамид II
Одежда древних ацтеков
Секреты красоты Шахерезады, Клеопатры, Дианы де Пуатье и других прекрасных женщин
Самая кровопролитная битва при Геттисберге: Переломный момент в Американской Гражданской войне
Золотая орда и её территории в 13 веке
Славянские обереги для защиты и привлечения удачи и благополучия
Характерные особенности Древнего мира
Никола Тесла был гениален потому , что мало спал? Или нет…
Сокровища Украины: 13 потерянных кладов, которые до сих пор не найдены
Загадочные тайны мировой истории: 9 загадок, которые вызывают споры
Легенды славян о Лешем, Бабе Яге , Кикиморе и других нечистей
Культура и быт древних славян
Жизнь и свадьбы древних славян
Битва при Акциуме
Битва в Тевтобургском лесу
Народ Тода
Племя Сури
Ржевская битва (битва под Ржевом)
Битва при каннах
Индейцы Уичоли
Племя арикара — индейцы с рогами
Племя самбуру из Кении и Восточной Африки
Китобойный промысел в старину и наше время
Племя (народ) Апатани
ВаДома, племя страусов с редкими «двумя пальцами»
Когда человечество узнало, что Земля круглая?
Правление Людовика XIV во Франции
Пророческий сон Марка Твена
Ливонская война (1558-1583)
Народ Хунну — история, жизнь, государство
Народ хунзакуты и Бурушо
Битва при Хеттине в 1187 году. Катастрофическое поражение крестоносцев
Арапахо – великие равнинные охотники на бизонов
Народ пуштуны
Племя (народ) Фулани
Народ (племя) Уари
Племя (народ) Йоруба
Племя Зоэ
Племя зулусов
Леший и Домовой : мифы древней Руси
Племя Пираха
Народ великих равнин — Лакота
Ассасины
Кто такие Ассирийцы?
Племя Бразилии Яномами
Англо-занзибарская война — самая короткая война в истории
Самая долгая 335 летняя война между Нидерландами и Силли
Необычное и ужасное оружие древности
Реальные истории: проклятия и жертвы
Летопись древних войн
Самые длинные войны в истории
Битва при Легнице — как монголо-татары разбили численно превосходящее войско стран Западной Европы
17 курьезов и фактов о жизни в Древней Персии
Великие защитные стены мира
Магия древних славян
6 могущественных древних королевств
7 мифов из истории, верны ли они?
Магия Древнего Египта
Великие женщины прошлого
Секреты хрустальных черепов
Победа при Молодях во времена Ивана Грозного
Знаменитый леопард — гладиатор Колизея
5 самых странных диет из прошлого
Правление Ярослава Мудрого
Сражение на реке Калка
Рождение и гибель Киевской Руси
Теотиуакан – мексиканский «Город Богов»
Интересные факты о славянах
Оружие сарматских племен
Семь чудес света
Древняя Индия. Интересные факты
Чудеса света . Александрийский маяк
Когда вымерли мамонты в Сибири?
Общая характеристика культуры средневековья
Друиды — удивительные жрецы прошлой эпохи
Кремлевская Царь-пушка стреляла ли она?
Америка была открыта еще до Колумба?
Строгановы. Богатство и слава семьи
Расцвет и крах Османской империи
Сквозь века, блюда со стола древнего императора Поднебесной
Времена в России в начале царствования рода Романовых
Императоры Рима: Марк Аврелий
Ева Браун: единственная любовь Гитлера
Борьба за независимость США от Англии
Рыжие — бесстыжие? Несколько исторических фактов о рыжих женщинах
Владимир Мономах — последний правитель Киева
Как плавучие бомбы — брандеры сжигали корабли
Необычайная тропа древних великанов Северной Ирландии
Личная жизнь и трагедия силача Ивана Поддубного
Чокекирао – двойник Мачу-Пикчу
Костёнки — древняя цивилизация под Воронежем
Римская фаланга
Особенности Терракотовой армии императора династии Цинь
Марафонская битва персов и греков
Арбалет , первое в истории механическое оружие
Крымские археологические находки
Как жили люди в Древней Греции?
Древний город Карфаген
Мифы о Древнем Риме
Карфаген и Рим , эль-классико античности
Как Ганнибал использовал змей в военном деле
Общая характеристика Древней Индии
6 поразительных малоизвестных древних руин в известных странах
Знаменитые личности древней Греции

Ваш комментарий:

  • Комментариев пока нет, но вы можете стать первым