Кто такие Йоруба?
Йоруба — одна из самых легендарных групп в Африке.
Их исконная родина проходит через современный юго-запад Нигерии, республику Бенин и Того в Западной Африке. Их насчитывается от 35 до 40 миллионов.
Их динамичная культура, философия, искусство, язык, социология и история привлекают многочисленные исследования.
Чего не хватало в этой богатой литературе, так это глубокой истории, основанной на разнообразных дисциплинах и источниках.
Ученые давно признали ценность сочетания различных методов и источников, помимо документальных и устных традиций, для изучения доколониальной истории Африки.
Предоставляя информацию из разных дисциплин, мы смогли раскрыть новые темы в истории йоруба.
Представляем отчет о культурных изменениях и преемственности за 2000 лет, о том, как локальные и глобальные процессы повлияли на социальные преобразования, о значении, которое люди придавали своему опыту, и о том, как эти действия влияли и каковы были последствия.
Истории о взлетах и падениях, успехах и неудачах, преодолении рисков и возможностей и преодолении экзистенциальных кризисов.
Они варьировались от изменения климата до изменения глобальной политической экономики и влияния, среди прочего, на идеи пола, класса и власти.
История племени Йоруба
Йоруба развивалось на западной стороне? там где сливаются реки Нигер и Бенуэ, на территории современной Нигерии около 4000 лет назад.
Драматические изменения, стимулировали быстрое географическое расширение Йоруба в период между 300 г. до н.э. и 300 г н.э.
Изменение климата, начавшееся в последней четверти первого тысячелетия до нашей эры, известное как Большая засуха, вызвало этот процесс расширения.
Экстремальные засухи подтолкнули семьи и социальные группы к поиску новых водных коридоров и ресурсов. Первые века этого экологического кризиса были также периодом новых технологических инноваций, особенно внедрения металлургии железа.
К тому времени, когда в 3-м веке нашей эры закончилась Большая засуха и вернулись оптимальные влажные условия, йоруба расширилась от места слияния Нигера и Бенуэ до атлантического побережья.
Вторая половина первого тысячелетия нашей эры была периодом бурных социально-политических новаций.
Идея божественного царствования наряду с уникальной системой урбанизма развивалась во многих местах и стала основой социального порядка.
Между 12 и 14 веками Иль-Ифе был центром мира йоруба. Это был торговый центр и священный город.
Его экономика была основана на новой технологии производства стекла, в основном предназначенной для изготовления бус, основной валюты власти, авторитета и богатства в регионе.
Иль-Ифе остается единственным местом в Африке, к югу от Сахары, известным как промышленный центр по производству первичного стекла.
Иле-Ифе использовал свои технологические и экономические преимущества для реструктуризации идеологии божественного царствования.
Он также использовал это преимущество, чтобы стандартизировать религиозную систему йоруба (пантеон Ориса) и сделать себя (буквально) началом и концом времени.
Он поставил под свой политический контроль и культурное влияние огромные территории, вплоть до реки Нигер и Атлантического побережья.
В их число входили даже народы, не говорящие на языке йоруба.
По этим и другим причинам я пришел к выводу, что Иле-Ифе построил первую империю в мире йоруба в XIII и XIV веках.
Коллапс и возрождение племени
Империя Ифе распалась к 1420 году из-за нескольких сталкивающихся факторов.
К ним относятся длительные периоды засухи, начавшиеся около 1380 года в Западной и Восточной Африке (эквивалент Малого ледникового периода в северном полушарии), политические беспорядки в Западном Судане (например, крах империи Мали) и внутренний кризис в империи Ифэ.
Конфликты, войны, болезни, голод и династические изменения потрясли большую часть мира йоруба и другие части Западной Африки.
Лишь в конце 16 века регион начал восстанавливаться благодаря региональным кооперативам.
К тому времени политический ландшафт навсегда изменился.
Некоторые из второстепенных королевств классического периода теперь находились под контролем (например, Ойо) и на руинах старых возникло несколько новых государств.
Это также было началом интеграции йоруба в новую глобальную политэкономию, которая сосредоточилась на Северной и Южной Америке и европейской морской мощи.
Исследуется, как коммерческая революция этого периода раннего Нового времени, особенно атлантическая работорговля, сформировала политический ландшафт, культуру и общество йоруба, начиная с начала семнадцатого века до середины девятнадцатого века.
За это время экономика йоруба стала гораздо более монетизированной, чем раньше.
Произошел общий рост производительности за счет экономической специализации.
Валюта каури, питавшая эту экономику, была импортирована, в то время как внешняя торговля региона зависела от импортируемого вызывающего привыкание товара — табака.
И каури, и экспорт табака обменивались на человеческий груз в Бенинском заливе, где почти миллион йоруба вошли в Средний проход, в основном между 1775 и 1840 годами.
Итоги
Народ йоруба подарил миру в много знаний в области социальной организации, устойчивости, технологий, искусства, философии, религии и этики.
Время от времени многие ученые, сетовали на то, что африканский исторический опыт редко влияет на государственную политику в современной Африке, главным образом потому, что политики плохо понимают эту историю.
Понимание проблем, с которыми столкнулись предки йоруба, и того, как они решали эти проблемы на протяжении более 2000 лет, так же важно, как и понимание того, почему в некоторых случаях они терпели неудачу.
В поисках решений современных проблем было бы полезно уделять больше внимания истории Африки.
#племена #йоруба #африка