Содержание статьи:
Кто такие пуштуны?
Пуштуны (также называемые пуштанами, пактунами или патанами) являются крупнейшей этнической группой в Афганистане.
Хотя их точное количество не известно и, как и в случае с другими сообществами, оспаривается, предыдущие оценки предполагали, что они составляют около 42 процентов населения.
Живут в основном на юге и востоке страны. У них есть отдельный язык под названием пушту (официальный язык с 1936 года), но они также говорят на пахту, которые являются иранскими диалектами, входящими в индоевропейскую группу языков.
Обычно они могут говорить на фарси, когда это необходимо, часто полагаясь на язык в контексте торговых сделок в регионе.
Предполагается, что пуштуны являются потомками восточных иранцев, иммигрировавших в этот район из Персии.
Однако есть и интересная легенда, утверждающая, что на самом деле они происходят от одного из древних колен Израиля.
Пуштуны — мусульмане-сунниты, их также можно найти в Хайбер-Пахтунхве в Пакистане (около 14 миллионов человек).
Они считаются историческими основателями Афганского королевства с очевидным преобладанием в административной власти до недавнего времени.
Социальная структура пуштунов основана на кодексе пуштунвали (или пухтунвали), который представляет собой смесь племенного кодекса чести и местных интерпретаций шариата.
Для этого требуется говорение на пушту и соблюдение установленных обычаев. Гостеприимство, защита своих гостей, защита имущества, чести семьи и защита родственниц — одни из самых важных принципов для пуштунов.
Они полагаются на джиргу совета племени для разрешения споров и принятия решений на местном уровне, а также для изоляции женщин от всех дел вне дома.
Важный аспект пуштунвальского кодекса подчеркивает личную власть и свободу. Женщины должны носить одежду, закрывающую лицо и в полную длину, известную как бурка.
Пуштунская культура славится своей традиционной музыкой, танцами, поэзией и рассказыванием историй.
Большинство пуштунов полагаются на сельское хозяйство (орошаемая пшеница) и животноводство в качестве источника дохода, а некоторые занимаются торговлей .
Волны переселений и нищета, вызванные хроническим отсутствием стабильности в Афганистане, привели к росту незаконного оборота наркотиков, в основном опиума, через Пакистан в Европу и Северную Америку.
Тяжелые условия жизни вместе с отсутствием чистой воды и медицинского обслуживания ,способствуют короткой продолжительности жизни, всего около 46 лет. Уровень жизни тех, кто живет в районе Кабула, несколько выше.
Пуштунская культура
Пуштунов объединяет пуштунский язык, который входит в индоиранскую языковую семью, хотя многие говорят на дари (персидском) или урду.
Одним из важных аспектов традиционной пуштунской культуры является кодекс пуштунвали или патанвали, который устанавливает стандарты индивидуального и коллективного поведения.
Этот код может быть датирован как минимум вторым веком до нашей эры, хотя, несомненно, он претерпел некоторые изменения за последние две тысячи лет. Некоторые из принципов пуштунвали включают гостеприимство, справедливость, мужество, верность и почитание женщин.
Истоки
Интересно, что у пуштунов нет единого мифа о происхождении.
Поскольку данные ДНК показывают, что Центральная Азия была одним из первых мест, заселенных после того, как люди покинули Африку.
Предки пуштунов, возможно, жили в этом районе невероятно долгое время — настолько долго, что они уже даже не рассказывают истории о том, что пришли откуда-то еще.
История индуистского происхождения, Ригведа, которая была создана еще до нашей эры 1700 г., упоминается народ по имени Пакта, живший на территории современного Афганистана.
Кажется вероятным, что предки пуштунов жили в этом районе по крайней мере 4000 лет, а возможно, и намного дольше.
Многие ученые считают, что пуштуны произошли от нескольких групп предков.
Вероятно, основное население имело восточно-иранское происхождение и принесло с собой индоевропейский язык на восток.
Вероятно, они смешались с другими народами, включая, возможно, кушанов, эфталитов или белых гуннов, арабов, моголов и других, которые прошли через этот район.
В частности, у пуштунов в районе Кандагара существует традиция, согласно которой они произошли от греко-македонских войск Александра Македонского, вторгшихся в этот район в до н. э. 330.
Племенные подразделения
Несмотря на свое прежнее политическое господство, пуштуны никогда не составляли однородной группы, и многие из них стали жертвами угнетения со стороны элиты своей собственной общины.
Возможно, власть и лидерство отдельных лиц разделяет пуштунов не только на разные племена, но и на многочисленные подплемена, каждое из которых изолировано в пределах своих границ.
Вмешательство в дела друг друга вызывало конфликты между подплеменами на протяжении всей их истории.
Тем не менее, несмотря на их распри, они, как правило, объединялись, чтобы сформировать единый фронт, когда им бросали вызов внешние угрозы или вмешательство со стороны центрального непуштунского правительства.
Политика Пакистана в основном поддерживает пуштунов, особенно в последнее время, но не поддерживает требования о самоопределении 13 миллионов пуштунов, проживающих в провинции Хайбер-Пахтунхва, из страха потерять часть своей территории.
Исторический контекст
Пуштуны исторически являются доминирующей этнической общиной в Афганистане, и они активно боролись за сохранение своего господства на протяжении всей афганской истории.
До 1978 года пуштуны составляли около 40 процентов населения Афганистана. После войны с СССР , в 1979 году около 85 процентов из более чем 3 миллионов афганских беженцев в Пакистане были пуштунами.
Они всегда играли центральную роль в афганской политике, и их доминирующее положение стало главным катализатором разжигания конфликта.
Например, конфликт возник между партнерами по коалиции моджахедов, которые боролись с советскими войсками и противостояли режиму президента Мохаммада Наджибуллы.
После ухода советских войск и падения этого режима, президент Бурхануддин Раббани представлял таджикское меньшинство, в то время как оппозиционные силы во главе с Гулбеддином Хекматияром и талибов состояли в основном из пуштунов.
Правление Талибана было основано на строгом и противоречивом толковании законов шариата и во время его господства было ответственно за серьезные нарушения прав человека по признаку пола, а также за этническую дискриминацию.
Этот период принес в Афганистан крайнюю нищету, сопровождавшуюся отсутствием продовольственной безопасности для большинства афганцев, а также крупномасштабным перемещением и эмиграцией .
Однако, несмотря на то, что пуштуны находились у власти, большая часть общины, тем не менее, продолжала подвергаться дискриминации. Это было особенно заметно
для пуштунских семей, которые были переселены на север более 100 лет назад Амиром Абдур Рахман-ханом , в рамках усилий по консолидации государства.
Они вынуждены были жить вместе с таджиками и узбеками, которые были преобладающими этническими группами в этом районе.
Поступали сообщения о массовых убийствах на этнической почве в Мазари-Шарифе в 1997 и 1998 годах и продолжающиеся сообщений о насилии, направленном против пуштунов (независимо от того, являлись ли они ранее сторонниками талибов).
С падением режима талибов и подписанием Боннского соглашения в 2001 г. господству пуштунов над другими этническими группами в Афганистане пришел конец.
Из приблизительно одного миллиона перемещенных лиц, в то время, составляли пуштуны, которые были изгнаны в результате этнического насилия на севере и западе страны.
Пуштуны сегодня
После падения Талибана произошел фундаментальный сдвиг в традиционном балансе сил.
Хотя первый постталибский президент Хамид Карзай принадлежит к известной пуштунской семье из Кандагара, в центральном правительстве в основном доминировали узбеки и таджики из Северного альянса.
Это менее привилегированное положение в администрации и власти вызвало явное недовольство пуштунов.
После окончательных результатов последних парламентских выборов 2010 года, пуштунские кандидаты в депутаты из Герата и ряда других провинций устроили акции протеста, утверждая, что их систематически исключали из избирательного процесса путем мошенничества и запугивания.
Тем не менее, пуштуны остаются крупнейшей этнической группой и, следовательно, в условиях все более демократической системы, скорее всего, восстановят свое влияние.
Действительно, преемник Карзая, президент Ашраф Гани, также является пуштуном, хотя, когда он вступил в должность в 2014 году, он дал понять о своем намерении преодолеть этнические барьеры, исключив свою племенную фамилию из официальных документов.
#народ #пуштуны #афганистан