Народ Хунну — история, жизнь, государство
Краткое содержание:
Введение
Хунну, были кочевым народом из Центральной Азии, обычно проживающим в современной Монголии и Китае.
С третьего века до н. э. они контролировали обширную степную империю, простиравшуюся на запад от Китая и Монголии до Кавказа.
Они действовали в районах Южной Сибири, Западной Маньчжурии и современных китайских провинциях Внутренняя Монголия, Ганьсу и Синьцзян.
В очень древних (возможно, легендарных) исторических китайских записях говорится, что хунну произошли от сына последнего правителя первой династии Китая, династии Ся, остатки которой китайцы периода Весны и Осени считали народом состояние Qǐ (杞).
Однако из-за внутренних разногласий и распрей хунну затем бежали на север и северо-запад.
Отношения между ханьскими китайцами и хунну были сложными.
Император Цинь Ши Хуанди (годы правления 221–206 до н. э.), объединивший Китай под властью Цинь.
Он построил Великую стену, простирающуюся на 2600 миль от современной провинции Ганьсу на западе до Ляодунского полуострова на востоке, чтобы защитить Китай от кавалерийских набегов хунну.
В конце концов ханьцы и хунну достигли мирного соглашения, которое включало торговые и брачные договоры и периодические подарки хунну в обмен на признание Великой стены в качестве общей границы.
Но это оказалось слишком дорогостоящим и неэффективным, и серия конфликтов между 133 г. до н.э. и 89 г. н.э. завершились тем, что ханьцы вытеснили северных хунну за Каспийское море.
После падения династии Хань хунну контролировали большую часть северного Китая.
В 304 г. китаизировавший хунну Лю Юань провозгласил себя императором Хань.
В 391 году династия Вэй победила могущественное племя хунну и вынудила оставшихся в живых отказаться от кочевого образа жизни.
При династии Тан культура хунну исчезла. Некоторые историки сейчас считают, что гунны произошли от хунну.
Происхождение, языки и ранняя история хунну
Подавляющее количество информации о хунну поступает из китайских источников.
То немногое, что известно об их титулах и именах, исходит из китайской транслитерации.
Известно всего около 20 слов, принадлежащих алтайским языкам, и только одно предложение из китайских документов.
Первоначальное географическое расположение народа хунну находитилось в пустыне Ордос.
По словам Сыма Цяня, сюнну были потомками Чунвэя (淳維), возможно, сына Цзе, последнего правителя династии Ся. Прямых доказательств, опровергающих или подтверждающих эту теорию, нет.
У ученых нет единого мнения относительно языка хунну. Основываясь на историческом анализе, проведенном с начала девятнадцатого века до двадцатого века, некоторые ученые, в том числе Жан-Пьер Абель-Ремюза, Юлиус Клапрот, Ширатори Куракичи, Густав Джон Рамстедт, Аннемари фон Габен и Омельян Прицак, считают, что это был тюркский язык.
Другие, такие как Поль Пеллио, настаивают на их монгольском происхождении.
Альберт Терриен де Лакупери всеже считал их многокомпонентными группами.
Лайош Лигети первым предположил, что хунну говорили на енисейском языке.
В начале 1960-х Эдвин Пуллибланк был первым, кто расширил эту идею достоверными доказательствами.
В 2000 году Александр Вовин повторно проанализировал аргументы Пуллибланка и нашел дополнительные подтверждения, используя самую последнюю реконструкцию древнекитайской фонологии Старостина и Бакстера, а также единственную китайскую транскрипцию предложения на языке цзе (члена племени хунну).
Предыдущие тюркские интерпретации этого предложения не так точно соответствуют китайскому переводу, как интерпретация с использованием енисейской грамматики.
Недавние генетические исследования в 2003 году подтвердили исследования, указывающие на то, что тюркские народы произошли из одной и той же области и, следовательно, возможно, связаны между собой.
На археологических раскопках в Иньшане и Хэланшане, датируемых девятым тысячелетием до н. э. до девятнадцатого века были обнаружены наскальные рисунки, состоящие в основном из петроглифов (гравированных знаков) и нескольких нарисованных изображений.
Такие ученые, как Ма Лицин, который предположил, что петроглифы являются единственным сохранившимся письмом хунну, провели сравнение между петроглифами и орхонским письмом (самый ранний известный тюркский алфавит) и привели доводы в пользу связи между ними.
История ранних веков
В 209 г. до н. э., всего за три года до основания династии Хань, хунну объединились в мощную конфедерацию под новым шаньюем по имени Моду Шаньюй (известный как Моду на китайском языке и Мете на турецком языке). Политическое единство хунну превратило их в гораздо более грозного противника, позволив им сосредоточить более крупные силы и осуществлять лучшую стратегическую координацию.
Однако причина образования конфедерации остается неясной.
Высказывались предположения, что объединение Китая побудило кочевников сплотиться вокруг политического центра, чтобы укрепить свои позиции.
Другая теория состоит в том, что реорганизация была их реакцией на политический кризис, охвативший их в 215 г. до н. э., когда армии Цинь изгнали их с пастбищ на Желтой реке.
Укрепив внутреннее единство, Моду расширил империю на все стороны света.
На севере он покорил ряд кочевых народов, в том числе динглингов южной Сибири.
Он сокрушил мощь дунху восточной Монголии и Маньчжурии, а также юэчжи в коридоре Ганьсу.
Более того, он смог вернуть себе все земли, захваченные циньским генералом Мэн Тянем.
Перед смертью Моду в 174 г. до н. э. хунну полностью вытеснили юэчжи из коридора Ганьсу и утвердили свое присутствие в западных регионах современного Синьцзяна.
Государство Хунну
При Моду сформировалась дуалистическая система политической организации.
Левая и правая ветви хунну разделились по региональному признаку.
Шаньюй или шань-юй («Верховный правитель», аналог китайского «Сын неба») осуществлял прямую власть над центральной территорией. Лунчэн (蘢城), недалеко от Кошу-Цайдам в Монголии, и был основан как место ежегодных встреч и де-факто столица.
Система союзных договоров
Зимой 200 г. до н. э., после осады Тайюаня, император Гао лично возглавил военную кампанию против Моду.
В битве при Байденге он, по общему мнению, попал в засаду, устроенную 300 000 элитной кавалерией хунну. Император был отрезан от припасов и подкреплений на семь дней, и едва избежал плена.
После поражения при Пинчэне ханьский император отказался от военного решения угрозы хунну.
Вместо этого в 198 г. до н. э. для переговоров был отправлен придворный Лю Цзин (劉敬).
Мирное урегулирование, в конечном итоге достигнутое между сторонами, включало ханьскую принцессу, выданную замуж за шаньюй (называемую хэцинь 和 親 или «гармоничное родство»), периодические дары шелка, ликера и риса хунну, равный статус между государствами и Великая стена как общая граница.
Этот первый договор заложил основу для отношений между ханьцами и хунну примерно на 60 лет.
Вплоть до 135 г. до н. э. договор продлевался не менее девяти раз, с увеличением «подарков» при каждом последующем соглашении.
В 192 г. до н. э. Моду даже просил руки овдовевшей императрицы Люй.
Его сын и преемник, энергичный Цзиюй (稽粥), известный как Лаошан Шаньюй (老上單于), продолжил экспансионистскую политику своего отца.
Лаошану удалось договориться с императором Вэнем об условиях поддержания крупномасштабной рыночной системы, спонсируемой государством.
Хотя хунну извлекали выгоду из брачных договоров, но с точки зрения Китая они были дорогостоящими и неэффективными.
Лаошан показал, что не воспринимает всерьез мирный договор.
Однажды его разведчики проникли в местность возле Чанъаня.
В 166 г. до н. э. он лично возглавил 140 000 кавалеристов, чтобы вторгнуться в Аньдин, дойдя до места имперского отступления в Йонге.
В 158 г. до н. э. его преемник послал 30 000 кавалеристов для нападения на округ Шан и еще 30 000 — на Юньчжун.
Война с ханьским Китаем
Ханьский Китай начал готовиться к военному противостоянию во времена правления императора Вэня. В 133 г. до н. э. представилась возможность устроить засаду на шаньюй в Майи после неудачной вылазки.
К этому моменту империя Хань была консолидирована в политическом, военном и финансовом отношении, и ее возглавляла предприимчивая провоенная фракция при дворе.
В том же году император Ву отменил принятое им годом ранее решение о продлении мирного договора.
Полномасштабная война разразилась осенью 129 г. до н. э., когда 40 000 китайских кавалеристов неожиданно напали на хунну на приграничных рынках.
В 127 г. до н. э. ханьский полководец Вэй Цин отвоевал Ордос.
В 121 г. до н.э. хунну потерпели еще одну неудачу, когда Хо Цюйбин повел отряд легкой кавалерии на запад из Лунси и в течение шести дней пробился через пять королевств хунну.
Король Xiongnu Hunye был вынужден сдаться с войском в 40 000 человек.
В 119 г. до н. э. и Хо, и Вэй, каждый из которых возглавлял по 50 000 кавалеристов и 100 000 пехотинцев , вынудили шаньюй и его двор бежать к северу от Гоби.
Хунну в пустыне
Основные логистические трудности ограничили продолжительность этих военных кампаний.
Согласно анализу Янь Ю (嚴尤), было две трудности: проблема доставки еды на большие расстояния и холодная погода в северных землях хунну, которая была трудной для ханьских солдат, которые никогда раньше не носили с собой достаточно дров для костров.
По официальным данным, сторона хунну потеряла от 80 000 до 90 000 человек
Из 140 000 лошадей, которых ханьцы привели в пустыню, в Китай вернулось менее 30 000.
В результате этих боев китайцы контролировали стратегический район от коридора Ордос и Ганьсу до Лобнора.
Им удалось отделить хунну от народов цян на юге, а также получить прямой доступ к западным регионам.
Бан Чао, генерал-протектор (都護; Духу) династии Хань, отправился с 70-тысячной армией в поход против повстанцев хунну, которые нападали на торговый путь, который мы теперь знаем как Шелковый путь.
Его успешная военная кампания привела к покорению одного племени хунну за другим и те, кто бежали , преследовались армией Бан Чао, полностью состоящей из конной пехоты и легкой кавалерии.
Хунну пришлось уходить на большое расстояние на запад, на территорию парфян и за Каспийское море и даже достигнув территории современной Украины.
В послетствии Бан Чао основал военную базу на берегу Каспийского моря,и также отправил посланника по имени Ган Ин в Дацинь (Рим).
Бан Чао был назначен маркизом Динъюань (定 遠 侯: «маркиз, который стабилизировал далекие места» за его заслуги перед Империей Хань.
Бан Чао вернулся в столицу Лоян в возрасте семидесяти лет, где он умер в 102 году.
После его смерти власть хунну на Западной территории снова возросла, и китайцы больше никогда не могли продвинуться так далеко на запад.
Борьба за лидерство среди хунну
По мере расширения империи хунну стало ясно, что первоначальным структурам руководства не хватало гибкости и они не могли поддерживать свое эффективное единство.
Традиционная преемственность власти к старшему сыну становилась все более неэффективной в чрезвычайных ситуациях военного времени в первом веке до н. э.
Чтобы решить проблемы престолонаследия, Хуханье Шаньюй (58 г. до н. э. — 31 г. до н. э.) установил правило, согласно которому его наследник должен передать трон младшему брату, и эта модель братской преемственности стала нормой.
Примерно в этот период стал очевиден рост регионализма, когда местные цари отказались посещать ежегодные собрания при дворе шаньюя.
В этот период шаньюи были вынуждены развивать власть в своих регионах, чтобы закрепить за собой трон.
В период 114 г. до н. э. до 60 г. до н. э. у хунну было всего семь шаньюев ( титул главы хунну) .
Двое из них, Чаншилу и Хуянти, вступили в должность еще детьми.
В 60 г. до н. э. Тукитан, «достойным правым князем », стал Уянджути Шаньюем.
Не успел он взойти на престол, как начал вычищать от власти региональные группировки.
Левая знать нанесла ответный удар в 58 г. до н. э. выдвигая Хуханье как собственный шаньюй.
В 57 г. до н. э. шла борьба за власть между пятью региональными группировками, каждая со своим шаньюем.
В 54 г. до н. э. Хуханье покинул свою столицу на севере после поражения от своего брата Чжижи Шаньюя.
Даннические отношения с ханьцами.
Мировой порядок династии Хань во 2 г. н.э.
В 53 г. до н. э. Хуханье (呼韓邪) решил вступить в даннические отношения с ханьским Китаем , то есть платить ему дань.
Первоначальные условия, на которых настаивал ханьский двор, заключались в том, что:
-во-первых, шаньюй или его представители должны прибыть в столицу, чтобы отдать дань уважения;
-во-вторых, шаньюй должен послать в заложники князя;
— и в-третьих, шаньюй должен приносить дань ханьскому императору.
Политический статус хунну в китайском мировом порядке был снижен с статуса «братского государства» до статуса «внешнего вассала» (外臣).
Однако в этот период хунну сохраняли политический суверенитет и полную территориальную целостность. Великая Китайская стена продолжала служить демаркационной линией между ханьцами и хунну.
Хуханье отправил своего сына, «мудрого правого короля» Шулоуджутана, ко двору ханьцев в качестве заложника.
В 51 г. до н. э. он лично посетил Чанъань, чтобы отдать дань уважения императору в китайский Новый год.
С финансовой стороны Хуханье был щедро вознагражден большим количеством золота, наличных денег, одежды, шелка, лошадей и зерна за свое участие.
В 49 г. до н. э. Хуханье совершил еще два похода с почтением и с 33 г. до н. э. с каждым разом все увеличивались императорские дары.
Во время последней поездки Хуханье воспользовался возможностью, чтобы попросить разрешения стать имперским зятем.
В знак понижения политического статуса хунну император Юань отказался, подарив ему вместо этого пять фрейлин. Одной из них была Ван Чжаоцзюнь, известная в китайском фольклоре как одна из четырех красавиц.
Когда Чжижи узнал о покорности своего брата, он в 53 г. до н. э. также отправил сына в качестве заложника к ханьскому двору.
Затем дважды, в 51 г. и 50 г. до н. э. он отправил послов к ханьскому двору с данью.
Но, не отдав дань уважения лично, он так и не был принят в систему данников.
В 36 г. до н. э. младший офицер по имени Чэнь Тан с помощью Ганя Яньшоу, генерала-защитника западных регионов, собрал экспедиционный корпус, который победил Чжичжи и отправил его голову в качестве трофея в Чанъань.
Даннические отношения были прекращены во время правления Худуэрши (18-48 гг. н.э.), что соответствует политическим потрясениям династии Синь в Китае.
Хунну воспользовались возможностью, чтобы восстановить контроль над западными регионами, а также над соседними народами, такими как ухуань.
Поздняя история
Северные хунну
Новая власть хунну была встречена императором Гуанву политикой умиротворения (5 г. до н. э. — 29 марта 57 г. н. э.).
На пике своего могущества Худуэрши даже сравнивал себя со своим прославленным предком Моду.
Однако из-за растущего регионализма среди хунну, Худуэрши так и не смог установить непререкаемую власть.
Когда он назначил своего сына прямым наследником (в нарушение принципа братской преемственности, установленного Хуханье), Би, правый царь Ричжу, отказался присутствовать на ежегодном собрании при дворе шаньюя.
Как старший сын предыдущего шаньюя, Би имел законные права на престолонаследие.
В 48 г., через два года после того, как сын Худуэрши Пуну взошел на престол, восемь племен хунну в опоре Би на юге, с вооруженными силами в общей сложности от 40 000 до 50 000 человек, провозгласили Би своим собственным шаньюем.
На протяжении всего периода Восточной Хань эти две группы назывались южными хунну и северными хунну соответственно.
Находясь под давлением северных хунну и страдая от стихийных бедствий, Би привел южных хунну в отношения данников с ханьским Китаем в 50 г.
Система данников была значительно ужесточена, чтобы держать южных хунну под наблюдением ханьцев. Шаньюю было приказано основать свой двор в округе Мэйдзи округа Сихэ.
Южные хунну были переселены в восемь приграничных округов. В то же время большое количество китайцев было вынуждено мигрировать в эти округа, где стали возникать смешанные поселения.
Северные хунну были рассеяны сяньби в 85 г. и снова в 89 г. китайцами во время битвы при Их Баяне, из которых последний северный шаньюй потерпел поражение и бежал на северо-запад со своими подданными.
Южные хунну
В экономическом отношении южные хунну почти полностью полагались на помощь ханьцев.
Между оседлыми китайцами и теми, кто вел кочевой образ жизни, была очевидная напряженность.
Так, в 94 г. Анго Шаньюй соединился с недавно покоренными хунну с севера и начал широкомасштабное восстание против ханьцев.
Ближе к концу Восточной Хань южные хунну были втянуты в восстания, а затем преследовали ханьский двор. В 188 г. шаньюй был убит своими подданными за то, что согласился послать войска на помощь ханьцам подавить восстание в Хэбэе.
Многие хунну опасались, что это создаст прецедент бесконечной военной службы ханьскому двору.
Сын убитого шаньюя сменил его, но затем был свергнут той же мятежной фракцией в 189 г.
Он отправился в Лоян (столицу Хань) за помощью к ханьскому двору, но в это время ханьский двор был в беспорядке из-за столкновения между Великим генералом Хэ Цзинь и евнухами , а также с вмешательством военачальника Дун Чжо.
Шаньюю по имени Юфулуо (於扶羅), но названному Чижисичжу (特至尸逐侯), ничего не оставалось, как поселиться со своими последователями в Пинъяне, городе в провинции Шаньси.
В 195 году он умер, и власть наследовал его брат Хуцуцюань.
В 216 г. военачальник-государственный деятель Цао Цао задержал Хуцуцюаня в городе Е и разделил его последователей в Шаньси на пять частей: левую, правую, южную, северную и центральную.
Это было направлено на то, чтобы помешать изгнанным хунну в Шаньси участвовать в восстании, а также позволило Цао Цао использовать хунну в качестве вспомогательных средств в своей кавалерии.
В конце концов, аристократия хунну в Шаньси изменила свою фамилию с Луанти на Лю, чтобы повысить свой престиж, заявив, что они были связаны с имперским кланом Хань из-за старой политики смешанных браков.
Хунну после династии Хань
После хунну были разделены на пять местных племен.
Сложное этническое положение смешанных приграничных поселений, учрежденных во времена Восточной Хань, имело тяжелые последствия, не осознававшиеся в полной мере китайским правительством до конца III в.
К 260 году Лю Кубэй организовал конфедерацию Тиефу на северо-востоке, а к 290 году Лю Юань возглавил отколовшуюся группу на юго-западе.
В то время волнения народов некитайского происхождения достигли угрожающих масштабов по всей границе Западной Цзинь.
Восстание Хань Лю Юаня (304-318)
В 304 г. китаизированный Лю Юань, внук Юфуло Чижисжу, поднял восстание потомков южных хунну в Шаньси, воспользовавшись войной Восемь принцев бушевали тогда вокруг столицы Западного Цзинь Лояна.
Под руководством Лю Юаня к ним присоединилось большое количество приграничных китайцев, и они стали известны как Бэй Хань.
Лю Юань использовал «Хань» в качестве названия своего государства, надеясь связать свое правление с сохраняющейся ностальгией по славе династии Хань, и основал свою столицу в Пинъяне.
Использование хунну большого количества тяжелой кавалерии с железными доспехами как для всадника, так и для лошади дало им решающее преимущество над армиями цзинь, уже ослабленными и деморализованными за три года гражданской войны.
В 311 г. они захватили Лоян, а вместе с ним и цзиньского императора Сыма Чи (императора Хуая).
В 316 году следующий император Цзинь был схвачен в Чанъане, и весь северный Китай перешел под власть хунну, в то время как остатки династии Цзинь выжили на юге (известном историкам как Восточная Цзинь).
Принц хунну Чжао Лю Яо (318-329)
В 318 г., после подавления переворота, совершенного влиятельным министром при дворе хунну-хань (в ходе которого хунну-ханьский император и значительная часть аристократии были убиты), хуннуский принц Лю Яо перенес столицу хунну-хань из Пинъяна в Чанъань и переименовали династию в Чжао (поэтому она известна историкам под общим названием Хань Чжао).
Однако восточная часть Северного Китая перешла под контроль мятежного хунну-ханьского генерала цзе (вероятно, енисейского) происхождения по имени Ши Лэ. Лю Яо и Ши Лэ вели долгую войну до 329 г., когда Лю Яо был схвачен в бою и казнен.
Вскоре после этого Чанъань пал перед Ши Лэ, и династия хунну была уничтожена.
Следующие 20 лет Северным Китаем правила династия Поздняя Чжао Ши Лэ.
Однако «лю» хунну продолжали действовать на севере еще как минимум столетие.
Тиефу и Ся (260-431)
Северная ветвь Тиефу хунну получила контроль над регионом Внутренней Монголии за десять лет между завоеванием государства Туоба Сяньбэй Дай бывшей империей Цинь в 376 г. и его восстановлением в 386 г. как Северная Вэй.
После 386 года Тиефу постепенно уничтожались или сдавались Туоба, а подчинившийся Тиефу стал известен как Дугу.
Лю Бобо, выживший принц Тиефу, бежал в Петлю Ордос, где он основал государство под названием Ся (названное в честь предполагаемого происхождения хунну из династии Ся) и изменил свою фамилию на Хелиан (赫連).
Государство Хэлянь-Ся было завоевано Северной Вэй в 428-431 годах, которые убили тысячи представителей правящей знати, а оставшихся в живых заставили отказаться от кочевого образа жизни и жить в постоянных поселениях в Монголии.
С тех пор хунну фактически перестали играть важную роль в истории Китая, ассимилировавшись с этническими группами сяньбэй и хань.
Цзюцюй и Северный Лян (401–460)
Juqu были ветвью Xiongnu, чей лидер, Джуку Менгсунь (Juqu Mengxun), захватил Северный Лян, свергнув бывшего марионеточного правителя Duan Ye.
К 439 году Цзюйцюй были уничтожены Северной Вэй, а их остатки поселились в Гаочане, прежде чем были уничтожены жужанями.
Хунну . Археология
В 1920-х годах раскопки Петром Козловым царских гробниц, датируемых примерно первым веком нашей эры, в Ноин-Уле на севере Монголии позволили заглянуть в затерянный мир хунну.
Другие археологические памятники были обнаружены во Внутренней Монголии и других местах.
Они представляют неолитический и исторический периоды истории хунну.
Эти места включали культуру Ордоса, многие из них были идентифицированы как культура хунну.
Судя по их скелетным останкам и артефактам, этот регион был населен преимущественно монголоидами.
Северные хунну стали гуннами?
Как и в случае жужаней с аварами, чрезмерное упрощение привело к тому, что хунну часто отождествляли с гуннами, которые начали заселять границы Европы к 370 г. н.э. Эта связь началась с трудов французского историка восемнадцатого века Кретьена-Луи. — Жозеф де Гинь, который заметил, что несколько варварских племен к северу от Китая, связанных с хунну, были названы «гуннами» с использованием различных китайских иероглифов.
Эта теория остается на уровне предположений, хотя и принимается некоторыми учеными, в том числе китайскими.
Тестирование ДНК останков гуннов не дало убедительных результатов в определении происхождения гуннов.
С лингвистической точки зрения важно понимать, что «xiōngnú» — это всего лишь современное стандартное мандаринское произношение (основанное на пекинском диалекте) «匈奴».
Звук иероглифа «匈» в четвертом – шестом веках нашей эры был реконструирован как /hoŋ/.
Предполагаемое звучание первого иероглифа имеет явное сходство с именем «гунн» в европейских языках.
Трудно сказать, является ли это свидетельством родства или простым совпадением.
Это может придать правдоподобие теории о том, что гунны на самом деле произошли от ндантов северных хунну, мигрировавших на запад, или что гунны использовали имя, заимствованное у северных хунну, или что эти хунну составляли часть конфедерации гуннов.
Традиционная этимология «匈» заключается в том, что это пиктограмма черт лица одного из этих людей в шлеме, где «x» под шлемом обозначает шрамы, которые они наносили на лица, чтобы устрашить своих врагов.
Однако реальных подтверждений этой интерпретации нет.
В современном китайском языке иероглиф «匈» используется четырьмя способами: для обозначения «грудь» (написано 胸 китайскими иероглифами) ,от имени Xiōngnú (匈奴; «Xiongnu»), в слове 匈人 ( Xiōngrén «гунн [человек]»), и от имени Xiōngyálì (匈牙利; «Венгрия»). Последняя из них является современной версией, которая может происходить от веры в то, что гунны были связаны с хунну.
Второй иероглиф, «奴», похоже, не имеет параллелей в западной терминологии.
Его современное произношение было / nhō /, и оно означает «раб», хотя возможно, что оно играет только фонетическую роль в имени 匈奴.
Почти наверняка нет никакой связи между «грудным» значением 匈 и его этническим значением.
Возможно, существует какая-то связь с идентично произносимым словом «凶», которое означает «жестокий», «свирепый», «неблагоприятный», «плохой» или «насильственный акт».
Скорее всего, это слово происходит от собственного названия племени в виде полуфонетической транслитерации на китайский язык, и иероглиф был выбран несколько произвольно — практика, которая продолжается и сегодня в китайских переводах иностранных имен.
Хотя фонетические данные, связывающие хунну с гуннами, не являются окончательными, новые свидетельства из Центральной Азии могут поддерживать политическую и культурную связь между хунну и гуннами.
Переводы термина «хунну» на хуна обнаружены в среднеазиатских источниках IV века.
В «Согдийских древних письмах» хунну Северного Китая называются «xwn», а в буддийских переводах Дхармаракши (р. 230 г. н. э.) «хуна» в индийском тексте переводится как «хунну».
Есть также важные археологические свидетельства.
Гуннские котлы похожи на котлы Ордос-хунну и эти котлы, по-видимому, использовались в подобных ритуалах, потому что они были найдены закопанными в берегах рек как в Венгрии, так и в Ордосах — «городе-призраке» в Китае .
Другая возможная связь между хунну и гуннами была обнаружена в старом византийском кодексе, датируемом четырнадцатым веком.
Внутри кодекса находился список на славянском языке раннего средневековья, который был расшифрован и переведен Омельяном Прицаком, профессором истории и языка (Львовского, Гамбургского и Гарвардского университетов) в 1955 г. и назван: «Староболгарский царский список». (Имена болгарских ханов).
Он содержит имена и потомков династии гуннских царей. В начале его стоит великий Мао-Дунь (Моду шаньюй), основавший империю хунну.
Среди других имен потомков имя Эрнаха, младшего сына Аттилы Гунна.
Это указывает на то, что правители хунну и гуннов были из одной династии, что подтверждает возможность того, что хунну в конечном итоге стали гуннами.
#хунну #гунны #народы #китай