Бари Алибасов – самый яркий музыкальный продюсер России
В конце 1999 года группа «На-на» со своим гуру и художественным руководителем Бари Алибасовым работала в США.
Продвижением группы на американском рынке шоу-бизнеса руководил знаменитый продюсер Дик Кларк, который стоял у истоков музиндустрии Америки.
Все складывалось на редкость удачно.
Российская команда – единственная из всех побывала в гостях у великого и неподражаемого Рэя Чарльза.
Казалось, что Америка для группы «На-на» — это всерьез и надолго.
Больше двух лет настырный продюсер вгрызался в американскую землю, и многого удалось достигнуть.
Они записали фонограммы на известных студиях, познакомились со многими влиятельными людьми американского шоу-бизнеса, но Штаты у себя их не оставили.
Бари расценил это как поражение. Он признается, что у него после этого даже было желание покончить с собой.
Мало кто верил, что после провала в Америке Бари вернет «На-на» былую популярность.
Шоубиз не прощает неудачников. Но, вопреки мнению скептиков, Бари Алибасов руки не опустил, взялся за работу.
Начинать с нуля ему не привыкать.
Мальчик из землянки
На станции Чарская, которая находится в восточной части Казахстана, в середине 1940-х не было музыкальной школы.
Да и до музыки ли, когда большинство домов там имело земляные полы?
И в одной из таких землянок было суждено родиться Бари Алибасову, ставшему едва ли не самым ярким, интересным, харизматичным продюсером новой России.
Первый музыкальный импульс у нашего героя начался с пластинок.
Волна твиста в начале шестидесятых накрыла все пространство необъятного Советского Союза, включая станцию Чарская.
Жесткий ритм модного танца пронзил сердце казахского мальчишки.
В начале девяностых Бари ошарашил страну, когда его группа «На-на» снялась в откровенном эротическом клипе «Фаина».
Подобные вольности Бари позволил себе, когда уже стал акулой шоу-бизнеса.
А начиналось все с мечты. Еще учась в школе, он организовал свой ансамбль. И его ждал успех. Тогда Бари осознал, что главное его призвание в жизни – музыка.
Все остальное, чем бы он ни занимался, только повод для занятий музыкой. И как только он зачислился в строительный вуз Усть-Каменогорска, тут же собрал коллектив музыкантов.
Как ни странно, именно закрытый индустриальный город Усть-Каменогорск подарил отечественному шоу-бизнесу талантливых артистов, например, Леру Кудрявцеву.
Алибасов свой новый коллектив назвал «Интеграл», но не из любви к метафорам или к высшей математике.
Совсем наоборот, предмет «высшая математика» Бари ненавидел, он совершенно не понимал, что за лабуду преподаватель пишет на доске.
Дирекция местного дворца металлургов взяла коллектив на работу, в штат. Случай небывалый: студенты получали зарплату, как профессиональные музыканты.
Но они и работали, как профессионалы. Репетиции пропускать было строжайше запрещено.
Здесь Бари Алибасов был беспощаден.
Ни инженером-строителем, ни архитектором он не стал.
Но он создал свой проект, ставший фактом отечественной культуры — рок-группу «Интеграл».
Все, кто видел и слышал «Интеграл» в те годы, поражались качеству звучания.
В Советском Союзе гитары и ударные установки были таким же дефицитом, как женские сапоги, косметика или обои.
А этот ансамбль работал на первоклассных инструментах.
Дело в том, что закрытые города, работавшие на военно-космическую промышленность, снабжались по-столичному, импортным товарам никто не удивлялся.
Об «Интеграле» стали говорить далеко за пределами Казахстана.
Группа превратилась в некий миф.
В суровые и аскетичные времена развитого социализма появление такой группы выглядело почти фантастикой, из разряда невозможного.
Алибасову устраивали провокации, пытались упечь за решетку, поводы были самые разные: предъявлялись якобы поддельные билеты или обвинения в фарцовке.
Из Усть-Каменогорска их откровенно выдавливали. Бари не сдавался. Обстоятельства жизни только злили, но уходить из профессии он не собирался.
В этом городе оставаться было опасно.
Тогда Бари написал письма во все филармонии Советского Союза.
Всего их было 136. К счастью, на его просьбу откликнулся Александр Скорлупкин — удивительно смелый директор Саратовской филармонии. Местное партийное руководство ополчилось на администрацию филармонии, город то и дело обсуждал скандалы, связанные с «Интегралом».
А они случались постоянно. Группу обвиняли в пропаганде антисоветского образа жизни.
Александр Розенбаум в тот период работал как раз в Саратовской филармонии и был свидетелем невероятного успеха команды.
«Интеграл» приносил баснословные прибыли местной филармонии, их график был расписан на год вперед.
Коллектив собирал стадионы, дворцы культуры, огромные площадки – везде были аншлаги.
Бари сам придумывал концертные номера, ему было скучно просто играть. На сцене должно было все время что-то происходить.
Зритель все время должен был удивляться.
Вводились световые и звуковые спецэффекты, музыканты свободно передвигались по сцене, импровизировали.
Если в «Интеграле» Бари во многом шел по наитию, то к созданию своей другой группы он приступил уже с четким расчетом успеха и продвижения.
От рока к попсе
На данный момент семья Бари Алибасова – это его сестры, сын и седьмая по счету официальная жена – киноактриса Лидия Федосеева-Шукшина.
Они часто собираются на его уютной кухне, вспоминают прошлое.
Но живут будущим. Бари никогда не порывал связь со своими родственниками, они постоянно приезжают к нему в Москву, он бывает на родине.
Связь с родной землей у него очень тесная.
Сын Алибасова родился в Саратове. Бари-младший рос с мамой и бабушкой, отец был полностью поглощен работой, но для сына время находил всегда. Никакой протекции своему сыну Алибасов не устраивал, в шоу-бизнес не потащил, поскольку считал, что всего в жизни тот должен добиваться сам.
Судьба редко баловала Бари Алибасова, но однажды она преподнесла щедрый подарок.
Это была встреча с московской журналисткой Эллой Федосеевой.
Она случайно оказалась на концерте «Интеграла» в Усть-Каменогорске. Увиденное ее поразило, ничего подобного в СССР она не видела.
Элла занялась, как теперь говорят, раскруткой коллектива.
Сначала организовала серию концертов в Ленинграде. На этих концертах побывала вся художественная богема страны.
Эскизы костюмов для «Интеграла» — до сих пор украшение коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева.
После Ленинграда началось покорение столицы.
Это тоже было дело рук Эллы Федосеевой. Благодаря ее стараниям об «Интеграле» узнали в Москве.
Она знакомила Бари с режиссерами, писателями, музыкантами…
Безумно в него влюбленная, она стала его музой, ангелом-хранителем.
Для Алибасова было шоком, когда она погибла – сгорела в своей квартире.
У «Интеграла» была репутация запрещенной, неофициальной команды, поэтому телевидение и радио для него были под запретом.
На столичной сцене группу видели единицы. Когда режиссеру Юлию Гусману понадобился новаторский музыкальный коллектив для ленты «Не бойся, я с тобой!», он отправился в Саратов.
Преодолев сопротивление киноначальников, Гусман настоял на участии «Интеграла» в своей картине.
Для полулегальной музыкальной команды это был невиданный прорыв.
В 1980 году руководство страны было занято подготовкой к Олимпиаде. Пользуясь удобным моментом, музыканты организовали рок-фестиваль в Тбилиси.
Это был наш ответ знаменитому американскому «Вудстоку» 69 года. В Тбилиси приехали самые известные и продвинутые команды: «Аквариум», «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Автограф» и другие.
Организаторы обещали обеспечить участников аппаратурой, но с аппаратурой приехал только «Интеграл».
В результате все играли на их инструментах. Советский «Вудсток» был спасен, а Бари Алибасов заслужил огромное уважение в среде отечественного рока.
После прихода Горбачева ситуация в стране и настроении людей резко изменилась.
Рок умер, пришла попса – пусть и галимая, но несравнимо более доходная. Андрей Разин даже хвалится, что его «Ласковый май» уничтожил и «Интеграл», и весь русский рок.
Однако Бари сориентировался в новых условиях моментально.
Он понимал, что нужна другая музыка, другой музыкальный продукт. Филармонии рухнули, «Росконцерт» и «Госконцерт» перестали существовать.
В 89 году Алибасов распускает «Интеграл» и на свои средства создает новую группу.
Это был риск, но он оправдался полностью.
Однако далеко не все восприняли решение Бари с энтузиазмом.
Игорь Сандлер, участник «Интеграла», считающий себя «солдатом рока», называет поступок Алибасова предательством.
После этого Сандлер на несколько лет перестал с ним даже общаться.
Первое, что предпринял продюсер, это прокрутил свою новую команду по телевидению.
Все в стране знали, как выглядят «на-найцы», и это позволило избежать групп-клонов, что в перестроечную неразбериху было крайне актуальным.
У Бари Каримовича были свои особые критерии к музыкантам.
В первую очередь это отсутствие комплексов. Незамысловатое название «На-на» вполне соответствовало духу времени.
Расчет Алибасова оказался безошибочным – у группы грандиозный успех. Казалось бы, простые песни с простыми текстами, но покорили всю страну.
Менялись времена, системы, главы государств, а Бари Алибасов оставался интересен всем и всегда.
Родился в землянке, а оказался в первом эшелоне шоу-бизнеса.
Мальчик из Чарска безошибочно определил свое признание, что дано далеко не каждому.