Краткое содержание:
Кто такие Яномами?
Яномами — крупнейшее относительно изолированное племя в Южной Америке. Они живут в тропических лесах и горах северной Бразилии и южной Венесуэлы.
Как и большинство племен на континенте, они, вероятно, мигрировали через Берингов пролив между Азией и Америкой около 15 000 лет назад, медленно продвигаясь в Южную Америку. Сегодня их общая численность составляет около 38 000 человек.
Площадь яномами в Бразилии превышает 9,6 млн га, что в два раза превышает площадь Швейцарии. В Венесуэле яномами живут на территории биосферного заповедника Альто-Ориноко — Касикьяре площадью 8,2 млн га. Вместе эти районы образуют самую большую лесную территорию коренных народов в мире.
Яномами впервые вступили в устойчивый контакт с чужаками в 1940-х годах, когда бразильское правительство направило отряды для делимитации границы с Венесуэлой.
Вскоре там обосновались Государственная служба защиты индейцев и религиозные миссионерские группы. Этот наплыв людей привел к первым эпидемиям кори и гриппа, от которых погибло много яномами.
В начале 1970-х военное правительство решило построить дорогу через Амазонку вдоль северной границы. Без предварительного предупреждения бульдозеры проехали через поселок Опиктери. Две деревни были уничтожены болезнями, к которым у них не было иммунитета.
Яномами продолжают страдать от разрушительных и длительных воздействий дороги, которая привела к колонистам, болезням и алкоголю. Сегодня скотоводы и колонисты используют дорогу как точку доступа, чтобы вторгнуться в район Яномами и вырубить его.
Золотая лихорадка и геноцид
В 1980-х годах яномами сильно пострадали, когда до 40 000 бразильских золотодобытчиков вторглись на их землю. Шахтеры расстреляли их, разрушили множество деревень и заразили болезнями, к которым у них не было иммунитета. Двадцать процентов яномами умерли всего за семь лет.
После длительной международной кампании под руководством Дэви Копенавы Яномами, Survival и CCPY (Комиссия за Яномами), земля яномами в Бразилии была окончательно обозначена как «Парк Яномами» в 1992 году, и шахтеры были изгнаны.
Однако после демаркации золотоискатели вернулись в этот район, что вызвало напряженность. В 1993 году группа горняков вошла в деревню Хаксиму и убила 16 яномами, включая младенца.
После национального и международного протеста бразильский суд признал пятерых шахтеров виновными в геноциде. Двое отбывают тюремные сроки, остальные сбежали.
Это один из немногих случаев в мире, когда суд признал людей виновными в геноциде.
Вторжение в золотодобычу на землю яномами продолжается. Ситуация в Венесуэле очень серьезная, и яномами были отравлены и подвергались жестоким нападениям в течение нескольких лет. Власти мало что сделали для решения этих проблем.
Индейцы в Бразилии до сих пор не имеют надлежащих прав собственности на свою землю — правительство отказывается признавать племенную собственность на землю, несмотря на то, что подписало международный закон (Конвенция МОТ No 169), гарантирующий это. Более того, многие деятели в бразильском истеблишменте хотели бы, чтобы территория яномами уменьшилась в размерах и открылась для добычи полезных ископаемых, скотоводства и колонизации.
Что еще хуже, бразильская армия построила казармы в самом сердце яномами, что усилило напряженность. Солдаты занимались проституцией с женщинами яномами, некоторые из которых были заражены венерическими заболеваниями.
Образ жизни племени Яномами
Яномами живут в больших круглых общественных домах, называемых яно или шабоно. Некоторые могут вместить до 400 человек. Центральная часть используется для таких мероприятий, как ритуалы, праздники и игры.
У каждой семьи есть свой очаг, где в течение дня готовится и готовится пища. Ночью возле костра подвешивают гамаки, которые топят всю ночь, чтобы согреть людей.
Яномами твердо верят в равенство между людьми. Каждая община независима от других и не признает «вождей». Решения принимаются на основе консенсуса, часто после долгих дебатов, в которых каждый имеет право голоса.
Как и у большинства амазонских племен, задачи делятся между полами. Мужчины охотятся на дичь, такую как пекари, тапир, олень и т.д.
Хотя охота составляет всего 10% еды яномами, среди мужчин она считается самым престижным занятием, а мясо высоко ценится всеми.
Ни один охотник никогда не ест добытое им мясо. Вместо этого он делится этим с друзьями и семьей. Взамен ему даст мясо другой охотник.
Женщины ухаживают за садами, где они выращивают около 60 сельскохозяйственных культур, что составляет около 80% их пищи. Они также собирают орехи, моллюсков и личинок насекомых. Дикий мед высоко ценится, и яномами собирают 15 различных сортов.
И мужчины, и женщины ловят рыбу, а тимбо или рыбий яд используют во время совместных рыбалок. Группы мужчин, женщин и детей толкают связки лиан, которые плывут по воде. Жидкость оглушает рыбу, которая поднимается к поверхности воды и зачерпывается в корзины. Они используют девять видов виноградной лозы только для отравления рыбы.
Яномами обладают огромными ботаническими знаниями и используют около 500 растений для еды, лекарств, строительства домов и других артефактов. Они частично обеспечивают себя охотой, собирательством и рыбной ловлей, но также выращивают урожай в больших садах, расчищенных от леса. Поскольку амазонская почва не очень плодородна, каждые два-три года расчищают новый сад.
Духовный мир является фундаментальной частью жизни яномами. Каждое существо, скала, дерево и гора имеют дух. Иногда они злонамеренны, нападают на яномами и, как полагают, вызывают болезни.
Шаманы управляют этими духами, вдыхая галлюциногенный табак под названием якоана. В своем трансе, подобном видениям, они встречаются с духами или шапирипе. Дави Копенава, шаман, объясняет:
«Только те, кто знает ксапирипе, могут их видеть, потому что ксапирипе очень маленькие и яркие, как свет. Есть много, много шапирипэ, тысячи ксапирипэ, подобных звездам. Они красивы, украшены перьями попугаев и расписаны урукумом (аннатто), у других есть орайкок, у других есть серьги и они используют черную краску, и они очень красиво танцуют и по-разному поют».
Как это типично для охотников-собирателей и сменных земледельцев, яномами требуется в среднем меньше четырех часов работы в день, чтобы удовлетворить все свои материальные потребности. Много времени остается для досуга и общественной деятельности.
Частые межобщинные визиты. Церемонии проводятся в ознаменование таких событий, как сбор плодов персиковой пальмы и реаху (поминки), посвященные смерти человека.
Тысячи золотодобытчиков в настоящее время незаконно работают на землях яномами, распространяя смертельные заболевания, такие как малярия и корь, и загрязняя реки, рыбу и леса ртутью. Некоторые яномами, живущие в населенных пунктах вблизи горячих точек добычи полезных ископаемых, имеют опасно высокий уровень ртути в организме.
Здоровье яномами страдает, и им не оказывается необходимая медицинская помощь, особенно в Венесуэле.
Конгресс Бразилии в настоящее время обсуждает законопроект, который, в случае его одобрения, разрешит крупномасштабную добычу полезных ископаемых на территориях коренных народов. Это будет крайне вредно для яномами и других отдаленных племен Бразилии.
С яномами должным образом не консультировались по поводу их взглядов, и у них мало доступа к независимой информации о воздействии добычи полезных ископаемых.
«Люди яномами не хотят, чтобы национальный конгресс одобрил закон или президент подписал его. Мы не хотим принимать этот закон».
«Нашу землю нужно уважать. Наша земля — это наше наследие, наследие, которое нас защищает».
«Добыча полезных ископаемых только уничтожит природу. Он только уничтожит ручьи и реки, убьет рыбу, убьет окружающую среду и убьет нас. И принести болезни, которых никогда не было на нашей земле».
Яномами сообщили, что видели неконтактных яномами, которых они называют Моксихатетеа, на территории яномами. Считается, что моксихатетеа живут в той части территории яномами, где больше всего нелегальных золотодобытчиков. хуту kara опубликовала аэрофотоснимки и видео своего яно — их общего дома.
Моксихатетеа живут в районе территории яномами с самой высокой концентрацией нелегальных золотодобытчиков, некоторые из которых работают всего в нескольких километрах от яно.
Как выживает племя?
Контакт с горняками может быть очень опасен для Моксихатетеа, так как может вспыхнуть насильственный конфликт. Шахтеры также распространяют малярию и другие болезни, которые могут быть смертельными для моксихатетеа, у которых не выработался иммунитет к распространенным заболеваниям. В 2018 году яномами потребовали от властей расследования сообщений об убийстве горняками двух Моксихатетеа. Но ни один майнер не был привлечен к ответственности.
Из-за правительственных сокращений FUNAI — правительственный департамент по делам коренных народов Бразилии — закрыл свою базу рядом с Моксихатетеа. Прокуратура приказала FUNAI вновь открыть дело.
Дэви Копенава сказал: «Существует много неконтактных индейцев. Я их не знаю, но я знаю, что они страдают так же, как и мы… Я хочу помочь своим неконтактным родственникам, у которых одна с нами кровь. Для всех индейцев, в том числе для неконтактных индейцев, очень важно оставаться на земле, где мы родились».
Организация Survival для помощи яномами
В результате увеличения контактов и взаимодействия с посторонними и столкнувшись с серьезными посягательствами на свои права, яномами сформировали региональные организации для защиты своих прав. В 2004 году яномами из 11 регионов Бразилии собрались, чтобы сформировать Хутукару (что означает «часть неба, из которой родилась земля»), защитить свои права и запустить собственные проекты. Яномами в Венесуэле создали свою собственную организацию под названием Хоронами в 2011 году, а яномами в других регионах обеих стран создали аналогичные организации.
Survival поддерживает яномами на протяжении десятилетий. Они возглавили международную кампанию по демаркации территории яномами вместе с Дави Копенавой и Комиссией сторонников яномами (CCPY), бразильской организацией.